Об источнике Ай-Андрий
В полутора километрах от деревни Генеральское близ Алушты, в бассейне реки Улу-Узень
(Мегапотам), на высоте 500 м
над уровнем моря в 1-ом веке н.э. благовествовал учение Христово св. Апостол Андрей
Первозданный, один из 12-ти учеников Иисуса Христа, прозванный так за то, что
раньше других апостолов пришел ко Господу. По его молитвам возле его скита
забил святой источник, сохранившийся до наших дней. Здесь же многие жители
Таврики приняли христианство.
После ухода Андрея Первозванного в Скифские земли, на месте его скита был
основан монастырь. А над святым источником был построен храм, названный в честь
св. Андрея Первозванного - Ай-Андрий.
Многие родники в Крыму становились объектами религиозного поклонения. А если с водой источника связывалась какая-нибудь легенда, родник становился местом паломничества богомольцев со всех концов света. Уникальностью «святых» крымских источников являлось то, что к ним на поклонение устремлялись люди разных вер и национальностей; целительная вода одинаково помогала всем страждущим.
В Крыму, где издревле мирно
сосуществовали восточная и западная культуры, целебные источники являлись одним
из главных символов этого соседского сожительства.
Источникам на территории Крыма поклонялись еще с древнейших времен. Но именно с
проникновением христианства в Тавриду связано наибольшее число «святых»
крымских родников. Греки-христиане, жившие, преимущественно, в южнобережной
полосе Крымского полуострова, возводили здесь десятки монастырей, при каждом из
которых существовал свой источник воды.
Интересующий нас храм – ранневизантийская базилика, построен из местного камня и устроен таким образом, что источник, почитавшийся животворящим, вытекал ранее из-под его алтаря. Храм с алтарной апсидой был обращен на восток. До алтарной преграды по четыре шага в длину и ширину. Особенно был красив вход, он обращал на себя внимание величественностью. Внутри храма стояли колонны: с правой стороны – целая с капителью (сохранилась до начала ХХ в.). Храм имел два входа. Вторая дверь располагалась с северной стороны.
Если храм был построен в 1-м веке н.э., значит это один из старейших христианских храмов в Крыму. Для этого отправимся к его руинам. Выйдя из села Генеральское, пересечем реку Улу-Узень. Тропинка извивается вверх. Внезапно мы выходим к стенам древнего укрепления. Второй ряд оборонительной стены расположен в паре десятков метров от первой стены. Вскоре появляется предчувствие чего-то очень волнующего, захватывающего дух. Это можно сравнить только с ощущением чуда. Что-то невиданное и невероятное притягивает нас. Не сложно догадаться - находимся на святой земле. Вот он – легендарный Ай-Андрий. И хотя монастырь очень серьезно пострадал, величественности своей от этого он не утратил.
На этом небольшом клочке земли произошли события, которые коренным образом повлияли
на ход истории не только Крыма, но и всей Руси. Известна роль Херсонеса в
распространении христианства на Руси. Особенно значимым для истории событием
является крещение здесь киевского князя Владимира Красно Солнышко в
А до всех этих событий Крымский полуостров был освящен светом христианства еще
в I веке – через несколько лет после распятия и воскресения Иисуса Христа. Как
мы уже знаем, впервые Благую Весть на берега Тавриды принёс св. Апостол Андрей,
именно ему выпала по жребию Скифия, как тогда называли Южнорусские степи
северного Причерноморья. По преданиям и согласно археологическим данным, путь
Святого Апостола по Тавриде был примерно таков: через Феодосию на Сугдею
(Судак), горами на Копсихор (Морское), к горе Демерджи, по горным кряжам вдоль
массива Караби-яйлы к водопаду Джур-Джур.
Конечным пунктом миссионерского маршрута на полуострове был эллинский
город-полис Херсонес. Там, где побывал благовестник истинной веры Христовой,
образовывались христианские общины и появлялись первые христианские храмы.
Согласно таким аргументам, впервые мы узнаем о существовании храма из крымского
сборника П.И. Кеппена «О древностях Южного берега Крыма и гор таврических» изданного
в
В
В
В